Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
 
ФГБУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России

Современные технологии медицинского образования по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело

Актуальность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные технологии медицинского образования по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело» обусловлена необходимостью обеспечения прав граждан на получение качественного профессионального образования.

Цель реализации программы: Заключается в совершенствовании профессиональных компетенций слушателей в области использования современных технологий при изучении клинических дисциплин по специальности СПО 31.02.01 Лечебное дело.

Для кого: Педагогические работники профессиональных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные программы.


Стоимость обучения 30 000,00 руб.
Основа обучения договорная
Трудоемкость 36 часов (1 неделя)
Форма обучения очная

Название темыСодержание темы
1.1. Виды учебной деятельности обучающихся, современные педагогические технологииСодержание лекции Виды учебной деятельности обучающихся (познавательная, практическая, рефлексивная). Влияние видов учебной деятельности на развитие обучающихся. Современные педагогические технологии (проектная технология, технология проблемного обучения, разноуровневое обучение, исследовательские технологии, информационно-коммуникационные, технология развивающего обучения, кейс-технология и др): общая характеристика, особенности применения при обучении клиническим дисциплинам. Технология работы по алгоритмам при отработке практических навыков. Особенности использования алгоритмов на практических занятиях с целью подготовки к аккредитации специалистов. Подходы к разработке алгоритмов выполнения практических манипуляций для обучения студентов. Содержание практического занятия Разработка технологической карты учебного занятия по клинической дисциплине с использованием современных педагогических технологий.
1.2. Технология работы по алгоритмам при изучении клинических дисциплин и подготовки к аккредитации специалистовСодержание лекции
Основные источники данных в здравоохранении. Нормативные правовые акты, их виды, признаки. Основные нормативные правовые акты в здравоохранении. Клинические рекомендации, их правовой статус. Стандарты оказания медицинской помощи. Государственные реестры. Мнение профессионального сообщества. Научные публикации, их виды. Основы доказательной медицины. Виды научных исследований. Иные источники: рекомендации ВОЗ, протоколы JCI, директивы ЕМА, инструкции к медицинским изделиям, медицинские справочники и базы. Искусственный интеллект в здравоохранении.
Содержание практического занятия
Создание учебных материалов по дисциплине с использованием искусственного интеллекта. Анализ и корректировка полученной информации с использованием достоверных источников данных.
1.3. Оценочные материалы: виды, подходы к разработке, использование в учебном процессеСодержание лекции Понятие оценочных материалов. Виды оценочных материалов. Подходы к разработке оценочных материалов. Использование оценочных материалов в учебном процессе. Содержание практического занятия Разработка оценочных материалов по специальности «Лечебное дело»
1.4. Оказание первой помощи в образовательной организацииСодержание лекции Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Оказание первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей. Оказание первой помощи пострадавшему в зависимости от характера травм, отравлений, поражений, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью. Выявление состояний, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, включая состояния клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и/или дыхания). Протокол базовой сердечно-легочной реанимации Содержание практического занятия Выполнение современного международного протокола проведения сердечно-легочной реанимации. Осуществление контроля эффективности проводимых мероприятий.
1.5. Организация работы с обучающимися с ОВЗСодержание лекции Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования. Медико-физиологические особенности лиц с ОВЗ и инвалидностью. Организация учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью. Содержание практического занятия Разработка элементов адаптированной рабочей программы дисциплины для лиц с ОВЗ и инвалидностью (по нозологиям).
Название темыСодержание темы
2.1. Симуляционные технологии в изучении клинических дисциплин по специальности СПО 31.02.01 Лечебное делоСодержание лекции Понятие симуляционных технологий. Преимущества симуляционного обучения. Виды симуляционного оборудования. Возможности использования симуляционного оборудования в учебном процессе при изучении клинических дисциплин по специальности «Лечебное дело» Содержание практического занятия Мастер-класс по использованию симуляционных технологий в изучении клинических дисциплин по специальности «Лечебное дело»
2.2. Стажировка

1. Осуществление профессионального ухода за пациентами
Виды работ: Организация рабочего места и безопасной окружающей среды в помещениях с асептическим режимом, в том числе в стерилизационном отделении (кабинете), медицинской организации. Применение средств индивидуальной защиты. Соблюдение мер асептики и антисептики, принципов индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств. Осуществление сбора, обеззараживания и временного хранения медицинских отходов в местах их образования. Соблюдение требования охраны труда при обращении с острыми (колющими режущими) инструментами, биологическими материалами. Проведение экстренных профилактических мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников. Проведение дезинфекции и предстерилизационной очистки медицинских изделий. Проведение упаковки медицинских изделий в соответствии с видом стерилизации. Проведение стерилизации медицинских изделий, контроль режимов стерилизации. Проведение контроля качества дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий. Обеспечение хранения стерильных медицинских изделий. Эксплуатация оборудования с соблюдением правил, инструкций по эксплуатации, требований охраны труда при работе в помещениях с асептическим режимом, в том числе в стерилизационном отделении (кабинете). Проведение оценки функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении; выявление потребности в посторонней помощи и сестринском уходе. Выполнение медицинских манипуляций при оказании медицинской помощи пациенту. Выявление факторов риска падений, развития пролежней, осуществление профилактики пролежней, контактного дерматита, включая позиционирование и перемещение в постели, передвижение и транспортировку пациента с частичной или полной утратой способности самообслуживания, передвижения и общения. Проведение динамического наблюдения за показателями состояния здоровья пациента с последующим информированием лечащего врача. Контроль выполнения пациентами приема лекарственных препаратов, применения медицинских изделий, двигательного режима и лечебного питания по назначению лечащего врача. Обучение пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход, приемам ухода и самоухода, консультирование по вопросам ухода и самоухода. Проведение подготовки пациента к медицинскому осмотру, исследованиям, лечебным и (или) диагностическим вмешательствам. Подготовка инструментов и расходных материалов для проведения лечебных и (или) диагностических вмешательств. Проведение забора биологического материала пациента для исследований по назначению лечащего врача. Получение, хранение, учет и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания в соответствии с нормативными правовыми актами и инструкцией по применению от производителя. Ассистирование врачу при выполнении медицинских вмешательств. Выполнение транспортной иммобилизации и наложение повязок по назначению врача. Оказание медицинской помощи в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, отравлениях, травмах. Оценка интенсивности и характера болевого синдрома с использованием шкал оценки боли. Осуществление сестринского ухода за пациентом, в том числе в терминальной стадии болезни. Оказание психологической поддержки пациенту в терминальной стадии болезни и его родственникам (законным представителям). Участие в проведении мероприятий медицинской реабилитации.

2. Осуществление лечебно-диагностической деятельности
Виды работ: Ведение амбулаторного приема и посещение пациентов на дому Сбор жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) Проведение осмотра, физикального и функционального обследования пациента, оценка состояния здоровья пациента Формулирование предварительного диагноза, основанного на результатах анализа жалоб, анамнеза и данных объективного обследования пациента Составление плана обследования, а также направление пациента для его прохождения Направление пациента для консультаций к участковому врачу-терапевту, врачу общей практики (семейному врачу), участковому врачу-педиатру и врачам-специалистам Проведение осмотра беременных женщин в случае физиологически протекающей беременности и направление на пренатальный скрининг для формирования групп риска по хромосомным нарушениям и врожденным аномалиям (порокам развития) у плода Проведение дифференциальной диагностики заболеваний и (или) состояний Проведение динамического наблюдения за пациентом при высоком риске развития хронических заболеваний и при хронических заболеваниях и (или) состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, по назначению врача Определение медицинских показаний для оказания первичной медико-санитарной, специализированной и скорой медицинской помощи, а также паллиативной медицинской помощи Выявление предраковых заболеваний и злокачественных новообразований, визуальных и пальпаторных локализаций и направление пациентов с подозрением на злокачественное образование и с предраковыми заболеваниями в первичный онкологический кабинет медицинской организации в соответствии с порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология» Проведение работы по организации диспансерного наблюдения за пациентами с высоким риском хронических неинфекционных заболеваний и с хроническими заболеваниями, в том числе с предраковыми заболеваниями, с целью коррекции проводимого лечения и плана диспансерного наблюдения Выявление курящих лиц, лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача, с высоким риском развития болезней, связанных с указанными факторами Выявление клинических признаков состояний, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме

3. Осуществление медицинской реабилитации и абилитации
Виды работ: Проведение доврачебного функционального обследования и оценки функциональных возможностей пациентов, в том числе инвалидов, с последствиями травм, операций, хронических заболеваний на этапах реабилитации Направление пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации, к врачам-специалистам для назначения и проведения мероприятий медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов Выполнение назначений врачей-специалистов по медицинской реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации пациента или абилитации инвалидов с учетом возрастных особенностей и плана реабилитации Направление пациента, нуждающегося в медицинской реабилитации, к врачу-специалисту для назначения и проведения санаторно-курортного лечения, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, с учетом возрастных особенностей Проведение оценки эффективности и безопасности мероприятий медицинской реабилитации

4. Осуществление профилактической деятельности
Виды работ: Проведение индивидуального и группового профилактического консультирования населения, в том числе несовершеннолетних Выполнение работы по организации и проведению профилактических медицинских осмотров Проведение предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров Динамическое наблюдение новорожденных и беременных женщин Проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения Выполнение работы по организации и проведению диспансеризации населения, прикрепленного к фельдшерскому участку Выполнение работы по проведению диспансеризации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью Диспансерное наблюдение женщин в период физиологически протекающей беременности с целью предупреждения прерывания беременности (при отсутствии медицинских и социальных показаний) и с целью ее сохранения, профилактики и ранней диагностики возможных осложнений беременности, родов, послеродового периода и патологии новорожденных Проведение диспансерного наблюдения за лицами с высоким риском развития заболеваний, а также страдающими хроническими инфекционными и неинфекционными заболеваниями и (или) состояниями Проведение неспецифических и специфических мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и коррекции факторов риска их развития, снижению детской и материнской смертности Проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение инфекционной и паразитарной заболеваемости, травматизма на работе и в быту Проведение иммунизации населения в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям Извещение организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований Проведение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий при регистрации инфекционных заболеваний, в том числе по назначению врача-эпидемиолога Направление пациента с инфекционным заболеванием в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов медицинской организации, выполнение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи Обеспечение личной и общественной безопасности при обращении с медицинскими отходами

5. Оказание скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе вне медицинской организации
Виды работ: Оценка состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), состояния при осложнениях беременности, угрожающих жизни женщины, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), состояниях при осложнениях беременности Проведение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме

6. Осуществление организационно-аналитической деятельности
Виды работ: Проводить анализ медико-статистической информации при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи; Участвовать в обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; Контролировать выполнение должностных обязанностей находящегося в распоряжении персонала; Организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде; Вести учетно-отчетную медицинскую документацию при осуществлении всех видов первичной медико-санитарной помощи и при чрезвычайных ситуациях, в том числе в электронной форме; Использовать медицинские информационные системы и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в работе; Осуществлять защиту персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну.

Содержание темы
Выполнение индивидуальных тестовых заданий.

 

По итогам обучения Вы

  • Сможете организовывать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
  • Научитесь определять и формулировать цели и задачи учебной деятельности обучающихся, применять формы, методы, приемы и средства организации учебной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
  • Удастся применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
  • Разберетесь, как осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся и применять их
  • Будете уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания и (или) остановке кровообращения и других угрожающих жизни состояниях