Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Иммунологические и серологические методы лабораторной диагностики
Актуальность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Иммунологические и серологические методы лабораторной диагностики» обусловлена необходимостью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества.
Цель реализации программы: заключается в совершенствовании профессиональных компетенций по организации и проведению иммунологических и серологических методов, используемых в клинической лабораторной диагностике.
Для кого: К освоению программы допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч. 3 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации)».
Стоимость обучения 11 000,00 руб. Основа обучения договорная Трудоемкость 36 часов (1 неделя) Форма обучения очно-заочная
1.1. Молекулярные основы иммунохимического анализа. Специфичность и чувствительность иммунохимических (серологических) реакций
Содержание лекции:
Молекулярные основы иммунохимического анализа. Специфичность и чувствительность иммунохимических (серологических) реакций. Структура и свойства антигенов и антител. Физико-химические взаимодействия антиген – антитело. Уровни регистрации реакций антиген-антитело (первичный и вторичный).
Нейтрализация и усиление биологических эффектов антигена.
Специфичность и чувствительность иммунохимических (серологических) реакций
Самостоятельная работа
Изучение дополнительной литературы. Решение тестовых заданий.
1.2. Феномены агглютинации и преципитации и основанные на них диагностические методики технологической концепции
Содержание лекции:
Феномен агглютинации. Прямая и непрямая агглютинация. Эритроциты как один из носителей антигенов в реакциях непрямой агглютинации. Феномен преципитации и основанные на нем реакции. Диффузионный метод преципитации и иммуноэлектрофорез.
Реакция связывания комплемента. Компоненты, необходимые для постановки реакции. Характеристика индикаторной системы для суждения об активности комплемента
Содержание практического занятия:
Решение ситуационных задач по теме занятия
Самостоятельная работа
Изучение дополнительной литературы. Решение тестовых заданий.
1.3. Принцип реакций, основанных на меченых антителах. Иммунофлюоресцентный и иммуноферментный анализы. Иммуноблоттинг
Содержание лекции:
Сущность и классификация иммуноферментного анализа (далее – ИФА). Характеристика компонентов, используемых в ИФА. Гетерогенные методы иммуноферментного анализа. Гомогенные методы иммуноферментного анализа. «Сендвич» — вариант ИФА для выявления антигенов. Ингибиторный иммуноферментный анализ. Практическое применение ИФА.
Иммунофлюоресцентный анализ. Принцип иммунофлюоресцентного метода. Варианты реакции иммунофлюоресценции. Постановка прямой и непрямой реакции иммунофлюоресценции.
Иммуноблотинг. Техника иммуноблотинга. Методика выполнения иммуноблотинга
Содержание практического занятия:
Решение ситуационных задач по теме занятия
Самостоятельная работа
Изучение дополнительной литературы. Решение тестовых заданий
2.1. Иммунологическая диагностика инфекционных заболеваний и иммунного статуса
Содержание лекции:
Становление иммунологических методов распознавания инфекционных заболеваний. Современный арсенал иммунодиагностических тестов.
Иммунный статус. Виды иммунного статуса. Иммунограмма. Исследование клеточного иммунитета. Исследование гуморального иммунитета. Оценка системы комплемента. Оценка системы фагоцитоза. Дополнительные методы исследования иммунограммы. Расшифровка иммунограммы иммунного статуса. Виды нарушений иммунитета. Аутоиммунные заболевания.
Содержание практического занятия:
Решение ситуационных задач по теме занятия
Самостоятельная работа
Изучение дополнительной литературы. Решение тестовых заданий.
2.2. Диагностика эндокринного статуса и онкологических заболеваний методом иммунохимической диагностики
Содержание лекции:
Понятие о гормонах. Классификация гормонов. Методы определения гормонов. Диагностическое значение. Особенности преаналитического, аналитического и постаналитического этапов в определении гормонов методом иммунохимической диагностики.
Понятие об опухолевых маркерах. Классификация онкомаркеров по их биологической функции. Интерпретация результатов определения опухолевых маркеров. Характеристика опухолевых маркеров. Особенности преаналитического, аналитического и постаналитического этапов в определении онкомаркеров методом иммунохимической диагностики.
Содержание практического занятия:
Решение ситуационных задач по теме занятия
Самостоятельная работа
Изучение дополнительной литературы. Решение тестовых заданий.
2.3. Изосерологическая диагностика в лабораторной практике
Содержание лекции:
Классификация систем групп крови. Системы ABO и Rh. Другие системы групп крови. Традиционные методы исследований. Микропланшетные методы исследований. Трансфузионные реакции. Гемолитическая болезнь новорожденных. Регламентирующие документы в организации иммуногематологических исследований. Наиболее частые ошибки типирования крови
Содержание практического занятия:
Решение ситуационных задач по теме занятия
Самостоятельная работа
Изучение дополнительной литературы. Решение тестовых заданий.
Содержание лекции:
Лабораторный мониторинг критических состояний. Специфические лабораторные маркеры критических состояний. Диагностическая информативность результатов лабораторных исследований.
Маркеры инфаркта миокарда. Маркеры сепсиса. Маркеры тромбоза. Маркеры почечной недостаточности. Аналитические методики определения маркеров. Иммунохемилюминометры
Содержание практического занятия:
Решение ситуационных задач по теме занятия
Самостоятельная работа
Изучение дополнительной литературы. Решение тестовых заданий.