Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
 

Итоги Всероссийского совещания руководителей профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров среднего звена


С 12 по 14 декабря на базе ВУНМЦ Минздрава России прошло Всероссийское совещание руководителей профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров среднего звена.

Для обсуждения актуальных вопросов образования и подготовки медицинских и фармацевтических кадров среднего звена собрались более 200 руководителей медицинских колледжей со всей страны.

В своем приветственном слове директор ВУНМЦ Минздрава России, д.м.н., доцент А.Г. Мирошниченко отметил: «Колледжи сегодня активно вовлечены в решение кадровых вопросов отрасли, в которую ежегодно выпускается более 80 тыс. специалистов со средним медицинским или фармацевтическим образованием. Совместно с представителями Минздрава России и руководителями образовательных организации мы обсудили вопросы дальнейшего развития отрасли и определили план работы по совершенствованию системы подготовки кадров среднего звена. ВУНМЦ Минздрава России выступает основной площадкой по формированию актуальной повестки и выстраиванию системы взаимодействия между всеми участниками системы. Только совместными усилиями мы можем обеспечить высокое качество подготовки будущих специалистов, создать оптимальные условия для их работы на местах в регионах»


Одной из ключевых тем обсуждения стал федеральный проект «Медицинские кадры»

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России А.Н. Наркевич представил основные параметры реализации федерального проекта «Медицинские кадры» национального проекта «Продолжительная и активная жизнь».

Основная цель проекта к 2030 году — повышение доступности медицинской помощи для граждан Российской Федерации благодаря ликвидации кадрового дефицита.

Для этого будут:

  • увеличены контрольные цифры приема по основным программам подготовки

  • запущены программы дополнительного профессионального образования по наиболее актуальным направлениям

  • запущены региональные целевые программы подготовки средних медицинских кадров

  • созданы во всех регионах кадровые центры для организации управления персоналом

  • запущены программы социальной поддержки специалистов


«Региональные образовательные организации среднего профессионального и дополнительного профессионального образования играют важную роль в реализации нового федерального проекта «Медицинские кадры». Они обеспечивают непрерывную систему подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена для системы здравоохранения субъектов Российской Федерации. В рамках федерального проекта предполагается реализация 13 комплексных мероприятий, направленных на создание привлекательных условий для работы молодых специалистов на местах, в том числе реализации централизованной модели региональной политики в сфере управления человеческими ресурсами в отрасли здравоохранения»

Артём Наркевич,
директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, д.м.н., доцент


Кроме того, в рамках Всероссийского совещания была затронута тема создания региональных медицинских образовательных кластеров

Участникам Всероссийского совещания были представлены инструменты и показатели эффективности взаимодействия вузов и колледжей в рамках проекта Минздрава России по формированию региональных медицинских образовательных кластеров (РМОК).

Реализация проекта должна привести к сокращению кадрового дефицита педагогических работников в системе среднего профессионального медицинского и фармацевтического образования и способствовать повышению качества подготовки специалистов среднего звена.

В 2025 году начнут свою работу более 70 РМОК.

Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение качества подготовки медицинских кадров среднего звена в субъектах

  • повышение уровня подготовки преподавателей колледжей за счет их обучения современным технологиям

  • развитие инфраструктурной базы колледжей

  • повышение качества учебно-методических разработок, используемых в учебном процессе колледжей

  • своевременное и прогнозируемое планирование потребностей по направлениям подготовки и КЦП

  • повышение качества управления образовательной деятельностью в колледже

  • усиление приверженности будущей профессии за счет реализуемых программ наставничества

  • повышение престижа средних медицинских специальностей

«Вузы уже во многом отвечают за кадровую повестку в регионах в рамках проекта «Вуз-регион». Главная цель проекта «Региональные медицинские образовательные кластеры» — совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена для здравоохранения регионов под запросы работодателей и текущие нужды экономики за счёт всестороннего вовлечения высших учебных заведений и организаций-партнёров в работу профессиональных образовательных организаций. Использование учебной и научно-инновационной инфраструктуры вузов, а также вовлечение преподавателей вузов в работу колледжей позволит повысить качество подготовки будущих специалистов. Также сейчас активно идёт работа по передачи части функций врачей среднему персоналу. Из-за этого необходимо обучить студентов колледжей нужным компетенциям. В этом им помогут вузы»

Александр Мирошниченко,
директор ВУНМЦ Минздрава России, д.м.н., доцент


О деятельности Совета директоров медицинских и фармацевтических колледжей России

В рамках Всероссийского совещания отдельным вопросом стало обсуждение итогов работы и перспектив развития Совета директоров медицинских и фармацевтических колледжей России.

Совет директоров — это некоммерческая организация, целью которой является координация деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования по вопросам развития совершенствования организации образовательного процесса и повышения качества подготовки специалистов среднего звена, распространения инновационных педагогических технологий, организации профессиональной подготовки и переподготовки. На сегодняшний день в состав Совета входит 161 руководитель профессиональных образовательных организаций.


«Во всех федеральных округах созданы советы директоров. Это большая команда, которая ведет активную работу по повышению конкурентоспособности и престижа медицинских специальностей среднего звена. В 2025 году мы панируем расширять направления работы Совета и вовлекать в состав новых членов. Важным для нас является развитие интеграции средних профессиональных медицинских образовательных учреждений в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена. Мы очень рады, что ВУНМЦ Минздрав России теперь стал общим «домом» для нашей профессиональной ассоциации и, по сути, теперь является научно-методическим центром трансформации всей системы медицинского образования в России. Благодарю Александра Мирошниченко и всю его команду за помощь нашему профессиональному сообществу и работу и по совершенствованию системы подготовки медицинских кадров среднего звена»

Ирина Бубликова,
председатель Совета директоров средних профессиональных медицинских и фармацевтических образовательных учреждений


В рамках Всероссийского совещания была представлена цифровая платформа «Будущий врач»

Ректор Приволжского исследовательского медицинского университета Минздрава России д.м.н., доцент Н.Н. Карякин на круглом столе с участниками Всероссийского совещания представил два новых проекта:


В ходе дискуссии были совместно определены векторы развития платформы в части использования сервисов в образовательном процессе студентов СПО.

«Будущий врач» — это инновационная платформа, объединяющая школьников, студентов, преподавателей, врачей и ученых на единой площадке медицинского и фармацевтического образования. Платформа предлагает условия для обмена лучшими практиками, поддерживает профессиональное развитие и помогает строить карьеру. Для партнеров это возможность делиться уникальными материалами и формировать новые коллаборации, создавая единое медицинское сообщество

Приложение «Медицинский атлас» содержит обширный архив анатомических, физиологических и патологических изображений, а также доступ к интерактивным учебным материалам. С его помощью студенты и врачи могут изучать различные заболевания, методы диагностики и лечения, а также практиковаться в диагностике на реальных клинических случаях


Оба проекта позволят улучшить качество образования в области медицины, сделать его более доступным и интерактивным. Эти инициативы открывают новые возможности для студентов и специалистов в области здравоохранения, позволяя им повысить свою квалификацию и улучшить практические навыки.


О Всероссийском конкурсе среди медицинских и фармацевтических колледжей России

На Совещании был представлен план проведения Всероссийского конкурса среди медицинских и фармацевтических колледжей России.

Целью Конкурса является повышение качества подготовки специалистов среднего звена в здравоохранении.

Конкурс будет проводиться по 15 номинациям: «Директор года», «Заместитель директора года», «Преподаватель года», «Методист года» и «Студент года» (по каждой специальности). Формат очно-заочный в два этапа (окружной и федеральный).

В ходе конкурсных испытаний каждый участник в своей номинации:

  • пройдет компьютерное тестирование по вопросам нормативно-правового регулирования системы образования, по менеджменту, педагогике, или медицинской специальности в зависимости от номинации

  • подготовит управленческий, научно-практический, педагогический, или практический проект в зависимости от номинации

  • продемонстрирует практические навыки в области менеджмента, педагогики, или медицинской специальности

  • сможет проявить лидерские качества и умение работать в команде, приняв участие в деловых играх на финальном этапе конкурса


«Проведение конкурса поспособствует развитию профессиональных и надпрофессиональных навыков преподавателей и студентов медицинских и фармацевтических колледжей, а также укреплению позитивного имиджа управленцев в медицинских и фармацевтических колледжах. Помимо этого, конкурс станет площадкой для общения и обмена опытом между участниками системы подготовки кадров среднего звена и посодействует их дальнейшему профессиональному росту и распространению эффективных методов работы»

Вячеслав Перфильев,
заместитель директора ВУНМЦ Минздрава России, к.м.н., доцент


О Межрегиональном отраслевом учебно-методическом центре «Клиническая и профилактическая медицина»

В рамках Всероссийского совещания директор КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж» М.В. Шарафутдинова рассказала о запуске работы отраслевого учебно-методического центра СПО (УМЦ) в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет».

УМЦ создан для обеспечения информационно-методического сопровождения реализации отраслевого подхода, объединения лучших практик и предложений по повышению качества подготовки кадров.

Приоритетные задачи УМЦ предусматривают:

  • координацию сетевого взаимодействия и межрегионального сотрудничества отраслевых колледжей

  • совершенствование инструментов для эффективной реализации отраслевого подхода к подготовке кадров

  • формирование экспертного сообщества

  • совершенствование механизмов управления и развития федерального проекта «Профессионалитет»

Система УМЦ по всем задействованным отраслям на 2024 год объединяет 18 субъектов Российской Федерации.

КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж» признан лидером отрасли в сфере клинической и профилактической медицины, а ключевым работодателем отрасли является ФГБОУ ДПО ВУНМЦ Минздрава России.


«Создание УМЦ представляет собой значимое событие для всей отрасли здравоохранения. Это один из инструментов воздействия на систему федерального проекта «Профессионалитет» с точки зрения учёта при его реализации особенностей сферы здравоохранения. Считаю, что в результате выстраивания новой архитектуры взаимодействия мы сможем обеспечить высокий уровень подготовки специалистов среднего звена за счёт участия в процессе отраслевой учебно-методической ассоциации, профессионального и экспертного сообщества»

Маргарита Шарафутдинова,
директор КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж»


Об образовательном кластере СПО как ключевом элементе реализации ФП «Профессионалитет» в отрасли «Клиническая и профилактическая медицина»

Об особенностях реализации федерального проекта «Профессионалитет» в сфере здравоохранения рассказал сопредседатель ассоциации образовательных кластеров среднего профессионального образования ФП «Профессионалитет» по отрасли «Клиническая и профилактическая медицина» И.В. Боровский.

На сегодняшний день отраслевая ассоциация это:

19 образовательных кластеров

52 профессиональные образовательные организации

241 предприятие-партнер

14 309 обучающихся

5 630 обучающихся по программам «Профессионалитета» имеют наставника

2 512 обучающихся заключили договора на целевую подготовку


Инфраструктура кластеров представлена специализированными учебно-производственными зонами (УПЗ), расположенными на площадях, объединенных единым модулем или рассредоточенных по зданию колледжа.

В настоящее время идет формирование научно-методических центров, которые должны стать связующим звеном в организации подготовки специалистов среднего звена, в том числе и в сфере здравоохранения.


«Участие в федеральном проекте «Профессионалитет» и заключение договоров о целевом обучении – это способ «заякорить» студента в сфере профессиональной деятельности, привить ему необходимые знания, умения и навыки, а также сформировать профессиональную идентичность. Долгое время «Профессионалитет» был предназначен для подготовки кадров производственной сферы, что накладывало свой отпечаток на организацию процесса обучения. Федеральный проект проходит трансформацию, направленную на учёт особенностей системы здравоохранения как с точки зрения реализации образовательных программ и прохождения обучающимися практической подготовки, так и с позиции проведения ГИА, в том числе, формате демоэкзамена»

Игорь Боровский,

директор БПОУ Омской области «Медицинский колледж», д.м.н., профессор

Лучшие практики профориентации в сфере подготовки кадров среднего звена для отрасли здравоохранения, представленные в ходе Всероссийского совещания

1. Профориентация играет значимую роль в процессе становления будущего специалиста. Участники Всероссийского совещания поделились собственным опытом проведения работы по приобщению абитуриентов и студентов к будущей профессии.

Директор ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж» В.Н. Гречко представил результаты взаимодействия образовательной организации с органами исполнительной власти муниципальных округов по вопросам профориентационной работы.

С целью создания единой системы координации работы по профориентации школьников в северных районах Нижегородской области создан межмуниципальный медицинский образовательный кластер, который объединяет 8 муниципальных округов. Его основная задача – синхронизация системы приема, обучения, а также устранение кадрового дефицита в группе среднего медицинского персонала.

Проект охватывает 60% школ северных территорий Нижегородской области. Общее количество участников профориентационных программ в рамках кластера составляет 949 школьников (из них 738 – учащиеся 9 классов). Из них уже поступили на обучение 50 человек.


«Профориентация – важнейшая ступень в дальнейшем выборе профессии. При этом очень важно, чтобы руководители учреждений сами работали над привлечением специалистов в регионы и, в особенности, в малые города и сельскую местность. Для этого им, в том числе, очень важно уметь выстраивать плодотворное сотрудничество с органами местной власти»

Владимир Гречко,
директор ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж», д.м.н., профессор, академик РАЕ


Опытом проведения профориентации через реализацию дополнительных образовательных программ поделился директор ГАПОУ МО «Мурманский медицинский колледж» А.А. Савенков.

В рамках региональной государственной программы «На севере – жить» в регионе идет реализация подпрограммы медицинского образования. Мурманский медицинский колледж является одним из ее локомотивов. Профориентация в колледже проводится не только во время приемной кампании, но и в процессе обучения. Это позволяет обучающимся получить дополнительные компетенции и закрепить полученные знания в смежных областях. Благодаря подобному подходу удается увеличить долю выпускников, заинтересованных в трудоустройстве в сфере здравоохранения региона.


«Одним из катализаторов интереса к обучению в колледже стало открытие дополнительных программ по медицине катастроф, оказанию первой помощи и тактической медицине. Обучение проходит на нашей собственной базе, а высокий уровень полученных навыков студенты Мурманского медицинского колледжа успешно демонстрируют на региональных и всероссийских соревнованиях»

Андрей Савенков,

директор ГАПОУ МО «Мурманский медицинский колледж»


Об уникальном примере реализации многоэтапного профориентационного проекта «Компас в будущее» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассказал директор ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» А.Н. Пилипенко.
Наряду с выполнением образовательной функции, колледж реализует и свою гуманитарную миссию – работает над социализацией студентов и способствует определению их профессионального пути.


«Благодаря нашей программе обучения студенты, которые зачастую оказываются «за бортом» системы образования, получают возможность реализоваться в профессии и подарить другим людям свою заботу, которой они часто были лишены в детстве»

Алексей Пилипенко,
директор ГАПОУ «Новосибирский медицинский колледж»



2. Современные управленческие подходы к организации подготовки специалистов среднего звена для здравоохранения позволяют добиться успешных результатов в обеспечении учреждений практического здравоохранения молодыми кадрами.

Об организационных аспектах взаимодействия образовательных и медицинских организаций при реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет» в сфере клинической и профилактической медицины рассказал директор ГАПОУ «Оренбургский областной медицинский колледж» А.В. Володин.

Оренбургский областной медицинский колледж при организации производственной практики основывается на интеграции с профессиональной средой, практикоориентированном обучении и усилении роли работодателей в подготовке студентов. Большое внимание в образовательном процессе уделяется синхронизации предметных, метапредметных и личностных результатов с общими и профессиональными компетенциями обучающихся. По итогам проведённого среди студентов учреждения анкетирования было установлено, что они очень высоко оценивают значимость прохождения практической подготовки в учреждениях здравоохранения.


«Участие Оренбургского областного медицинского колледжа в федеральном проекте «Профессионалитет» позволило сократить «разрыв» между теоретической и практической подготовкой студентов, повысить активность представителей работодателей, а также улучшить мотивацию обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности в условиях медицинских организаций»

Анатолий Володин,

директор ГАПОУ «Оренбургский областной медицинский колледж», к.м.н., доцент


Директор Липецкого медицинского колледжа Ю.Ю. Шуршуков, рассказал о применении в регионе технологий наставничества.
В ГАПОУ «Липецкий медицинский колледж» реализуется многоуровневая модель наставничества, направленная не только на обучающихся, но и на руководителей профессиональных образовательных организаций и педагогический состав. Благодаря внедрению такого подхода удалось достичь 86% уровня удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров и 82% удовлетворенности результатами обучениями самих обучающихся.


«Наставничество – это важный этап профессиональной социализации. Оно направлено на усвоение ценностей, принятие профессиональной идентичности и формирование ответственного отношения к труду. Наставничество помогает повысить уверенность студентов, их лояльность и скорость приобретения навыков»

Юрий Шуршуков,

директор ГАПОУ «Липецкий медицинский колледж», д.м.н.


Собственными наработками по организации работы Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) поделилась директор Кузбасского медицинского колледжа И.Г. Иванова.

ГБПОУ «Кузбасский медицинский колледж» стал победителем конкурсного отбора на получение в 2024 году субсидии из федерального бюджета в целях создания и обеспечения функционирования ЦОПП. Он призван стать площадкой-агрегатором и оператором ресурсов региона для опережающей профессиональной подготовки кадров медико-социальной направленности.


«В рамках созданного в Кузбассе ЦОПП реализуются одновременно несколько критически важных для обучающихся направлений. В первую очередь, это профориентация, в ходе которой студенты заранее знакомятся с медицинскими организациями, в которых им впоследствии предстоит работать. Кроме того, мы активно применяем институт наставничества как в рамках практической подготовки, так и при трудоустройстве. Благодаря этому ЦОПП выпускает из своих стен более 1000 человек ежегодно, которые обладают высоким уровнем трудовой мотивации и уже чувствуют себя членами профессионального сообщества»

Ирина Иванова,

директор ГБПОУ «Кузбасский медицинский колледж



3. Получение среднего медицинского и фармацевтического профессионального образования неразрывно связано с приобретением важных практических знаний и развития трудовых навыков.

На базе ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж» работает учебно-производственный комплекс (УПК) – это структурное подразделение, главная цель которого заключается в предоставлении обучающимся колледжа возможности первого трудоустройства.

В колледже функционируют стоматологическая учебно-производственная мастерская, клинико-диагностическая лаборатория, отделение сестринского ухода и учебный аптечный пункт. В них, в том числе, трудоустроены студенты колледжа.


«В рамках работы УПК мы помогаем студентам в приобретении трудовых навыков с соблюдением гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом. При этом в самом комплексе организовано оказание медицинской помощи населению, поэтому у УПК двойная функция»

Евгения Томшинская,
заместитель директора ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж», к.м.н.


Опыт организации работы по оказанию медицинской помощи в рамках деятельности колледжа был представлен КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж».

В результате объединения ВБМК с Артёмовской стоматологической поликлиникой удалось создать образовательную учебную базу для подготовки специалистов среднего звена. Всего в поликлинике функционируют 9 структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь по ОМС. В поликлинике проходят практическую подготовку будущие медицинские сёстры, зубные техники и стоматологические гигиенисты. В перспективе планируется открытие на базе колледжа многопрофильного медицинского центра.


«Благодаря нашей собственной базе мы можем встраивать наших студентов в рабочие процессы уже на этапе учебной практики. На первом курсе наши обучающиеся тренируются на муляжах и фантомных моделях. Затем, на втором году обучения, мы поручаем им выполнение отдельных операций. Третьекурсники уже способны выполнять полный цикл работ в рамках выбранной специальности»

Маргарита Шарафутдинова,

директор КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж»


Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова давно использует в своей практике профориентационные инструменты, которые позволяют обучающимся взаимодействовать с работодателем с первого по четвертый курс. Благодаря сложившейся практике студенты сами определяют направления профессионального развития.

На текущий момент 12 лечебных учреждений Тюменской области имеют целевые договоры, заключённые с обучающимися колледжа.


«Одной из ключевых задач для нас является поддержание тесной связи студентов-«целевиков» с закрепленными наставниками в лечебных учреждениях, что впоследствии обеспечивает мягкий переход выпускников к трудовой деятельности»

Валентина Чех,
заместитель директора ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова»


Существенную роль в освоении образовательных программ играют симуляционные технологии. В ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» сейчас симуляционное образование – это обязательный компонент в профессиональной подготовке.

Основу такого подхода составляют симуляционные тренинги, проводимые в обстановке, напоминающей реальную. Имитация клинической проблемы для обучения и оценки подготовки экзаменуемого в тех случаях, когда оценить ее объективно на реальном больном невозможно, не причинив ему ущерба, позволяет отточить профессиональные навыки и отработать выполнение конкретных медицинских манипуляций.


«Подавляющее большинство студентов младших курсов не имеют четкого представления о своей будущей специальности, роли и трудовых функциях. Применение симуляционных тренингов позволяет расширить и углубить представления о будущей профессии»»

Андрей Любов,

и.о. директора ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж»

Общие итоги Всероссийского совещания

1️⃣ Утверждены основные параметры проведения в 2025 году конкурсов среди медицинских и фармацевтических колледжей, направленных на оценку компетенций руководителей учреждений, педагогического состава, а также знаний, умений и навыков обучающихся.

2️⃣ Обсуждены типичные нарушения требований к организации и осуществлению образовательной деятельности, выявляемые при проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждений и представлены практические рекомендации по их предотвращению.

3️⃣ Представлен проект «Региональные медицинские образовательные кластеры», направленный на развитие системы взаимодействия профессиональных образовательных организаций, вузов и работодателей на уровне субъекта Российской Федерации с целью решения проблем кадрового дефицита специалистов среднего звена для отрасли здравоохранения.

4️⃣ Собраны предложения по совершенствованию системы подготовки специалистов среднего звена для здравоохранения в части развития нормативной правовой базы и выстраивание эффективной модели взаимодействия в рамках профессионального сообщества руководителей профессиональных образовательных организаций.

5️⃣ Подведены итоги работы Совета директоров медицинских колледжей России, определены перспективы его развития и принято решение об активизации работы объединения.

6️⃣ Проведено обсуждение взаимодействия образовательных и медицинских организаций при реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет» в сфере «Клиническая и профилактическая медицина» в рамках заседания профильной Ассоциации образовательных кластеров СПО.

7️⃣ Представлены лучшие практики образовательных организаций по решению проблемы кадрового дефицита медицинских работников в регионах России, по организации профориентационной работы, внедрению современных симуляционных технологий, организации эффективной системы наставничества, работы по учреждению в составе организаций среднего медицинского и фармацевтического профессионального образования учебно-производственных комплексов.

8️⃣ Представлен и согласован план основных мероприятий по развитию системы подготовки специалистов среднего звена в 2025 году.


ВУНМЦ Минздрава России благодарит всех руководителей образовательных организаций, принявших участие в Совещании, за плодотворную работу и представленные результаты деятельности.

#ВУНМЦ #МинздравРоссии

Следите за деятельностью ВУНМЦ Минздрава России
в социальных сетях:
«Telegram»
«ВКонтакте»